Институт Брака и Семьи


Спектакль на Рождество

В святочные рождественские дни меня пригласили, на любительский театральный спектакль, Поставленный режиссёром Александром Александровичем Черкащенко силами членов православного Института брака и семьи. В основу режиссёр положил святочный рассказ Николая Лескова «Жемчужное ожерелье», написанный в 1883 году, т. е. в конце XIX века. В нём нет захватывающей интриги, бурных страстей и напряжённого ритма, присущего спектаклям нашего века. Но я с удовольствием ощутила в нём какую-то скромность и теплоту, прелесть простых человеческих отношений, их значимость и естественность, которые так ненавязчиво всё-таки заставляют задуматься. Это похоже на то, как человек с шумной оголтелой улицы заходит в свой бревенчатый домик и греет озябшие руки у горящего камина... В спектакле даже ритм другой, не наш сумасшедший ритм XX-XXI века, а тот, неспешный, тихий и деликатный, в котором ты ещё можешь расслышать движение своего сердца. В котором ты ещё можешь услышать и понять своего ближнего, а значит, в своей душе ты способен ощутить Бога. Помните, что говорил Станиславский по поводу игры отдельно взятого актёра? Он говорил: «Не верю!». Так вот я лично, как зритель, стопроцентно говорю тому. Что я посмотрела, слово Верю! Верю и принимаю всей своей душой. Конечно, создатель создал пышные розы и диковинные орхидеи, но и Он же создал скромные полевые цветы, которые не менее милы нашему сердцу.


А теперь, с Вашего позволения, я хотела бы чуть подробнее остановиться на том, что меня пленило в вашей постановке, господин Режиссёр и господа Актёры.


Итак: декорации, реквизит, костюмы.

Всё достаточно скромно, но так точно, так достоверно и … так приятно. А ведь это же надо было где-то отыскать, обжить, так сказать, вжиться в эту обстановку. У исполнителей даже походка стала соответственной, как сказал поэт: «в конце замедленного жеста». (Кстати, когда я виду подобную обстановку в профессиональных театрах, я не очень-то верю и слегка ёжусь... а тут дилетанты, и я вдруг сразу въехала и приняла).


Далее прислуга. Роль эпизодическая и даже бессловесная, но посмотрите, как она входит, неспешно и с достоинством. Как красиво и изящно без единого стука накрывает на стол (посуда почти настоящая, из того XIX века). Как она скромна и мила, и в то же время вышколена; и нам понятно, что в те времена в дом не брали кого попало (с улицы, как сейчас), а только по рекомендациям друзей, потому что человек, взятый в слуги, становился членом семьи на долгие годы и являлся как бы маркой этого семейства. Среди публики я потом краем уха услышала неглубокое замечание, что длинноваты паузы, когда на сцене служанка, накрывающая на стол. Ну, во-первых, как известно, пауза в жизни и пауза на сцене — разные вещи. Чем длиннее, пауза, тем выше уровень актёра. Далее, многие выдающиеся современные актёры сделали себе имя в эпизодических ролях, как, например, известная Валентина Талызина. И «кушать подано» можно тоже сыграть или бездарно, или гениально. «Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». А что касается меня лично, то мне от служанки не надо было никаких слов, я ей поверила и так. Да в конце концов мне было просто интересно, как она всё это делает, мне было интересно всё рассматривать, въезжая в эпоху и атмосферу этой семьи. А когда семья появилась на сцене, я решила, что у них правильный, хороший вкус, что это — приличная семья, не утратившая морали. И всё это я решила на основании начального бессловесного эпизода со служанкой (господин Режиссёр, мой реверанс в Вашу сторону!)


Простите, не могу не добавить ещё одну деталь? Мне было приятно увидеть, как красиво накрывают на стол, как красиво едят, священнодействуя, а не на ходу из кастрюли, как попало и набегу... Пищу на посылает Господь Бог и надо принимать её уважительно и благодарно.


Далее на сцене появляются члены семьи: очаровательная жена и её муж, вполне добропорядочный, но очень занятой человек. Настолько занятой, что не очень хорошо знает свою собственную жену и удивляется, когда слышит от неё справедливые и очень неглупые слова. Затем появляется молодой человек, брат мужа, мечтающий жениться. Все три исполнителя выбраны на роли очень точно по типажу, понятны и не вызывают сомнений: жена — кокетка и красавица, но шкатулочка с секретом, муж — умник, но сухарь и буквоед, хотя справедливый и усердный, брат мужа - добрый и милый человек, собирается жениться по любви фактически на бесприданнице. Все трое, особенно муж и жена, уверены, что родственник — ростовщик — невероятный скряга, безжалостный и скупой. У него трое дочерей, двух из которых он уже выдал замуж, не дав ни гроша, теперь уже третья на выданье. Но похоже, что и она будет обделена наследством, благо, что находится брат мужа, готовый взять её, бесприданницу. Исполнители хорошо и чётко ведут свои роли, зрители верят им, понимают их состояния, сочувствуют. Но похоже (для меня, как для зрителя), что фабула завязана не на них, гвоздь программы — сам ростовщик и его младшая дочь Машенька. Назидание, мораль и истина исходят из их состояния, из их слов, из их поступков. И когда они появляются на сцене, зрителю многое становится понятным. Первое – это то, что отец не дал дочерям наследства, от того, что не считает своих старших хорошими дочерьми. Как мы догадываемся, он — русский человек с домостроевским мышлением, которое предписывает всем домочадцам определённое поведение, определённое мышление и определённую иерархию, почитание родителей, как основу крепкой семьи. Дух вольнодумства и небрежности в семейной иерархии, видимо, уже и в XIX веке стал проникать с Запада, и молодёжь того времени видимо уже была ему подвержена. Но как может отец остановить этот дух? У него по правилам домостроя есть только два метода: метод кнута и метод пряника, проверенный на Руси веками. Вот  отец и действует: что доченьки, модничаете по-западному? Всё, лишаю вас наследства, что заслужили, то и получайте.


И вот на сцене последняя дочь, его последняя надежда и упование. Похоже, она оправдывает его ожидания. Она тиха, скромна, послушна и терпелива, она смиренна, как настоящая христианка. Каждое её словно радует отцовское сердце и он достаточно умён, чтобы понять, она не хитрит, зарабатывая наследство, она чиста как голубь, простодушна как дитя, она ведёт себя, как ей велят вековые домостроевские правила. Она принимает любую волю отца, как принимает волю Отца нашего Небесного. Даже если он лишит её наследства, она с благодарностью принимает его любое решение. Отцовское сердце отогревается, глядя на неё, и он говорит «тебе дам (наследство), а им – не дам!».  Весь огромный «пряник» любимой ласковой, послушной дочери. И тут младшая преподаёт урок старшему: она согласна принять наследство, если отец позволит две трети всей суммы отдать двум сёстрам. Урок любви и милосердия! Отец сражён её великодушием и даже восхищён: его отцовские труды не пропали даром. Пусть одна из трёх, но настоящая христианка. В этой христианской истории очень глубокая человеческая и Божеская мораль любви и прощения... Что касается актёрских достижений исполнителей, то этот дуэт — просто актёрская удача и трогает до слёз.


Есть ещё одна деталь, о которой дотошный зритель вправе спросить: а причём здесь название «жемчужное ожерелье»? Зачем оно фигурирует в этой истории? Во-первых, это пора рождественских подарков, и появление этой ниточки служит разматывания всего клубочка взаимоотношений и внутренних побуждений. Во-вторых, это опять мораль, научение и подсказки: как в вещественных предметах видеть постижение истины. Прежде всего, сначала речь там идёт о том, что жемчуг может принести несчастье, и нам ненавязчиво подсказывают, что верить в приметы — это язычество и недостойно христианина. Потом выясняется, что жемчуг поддельный и не может навредить. Но самое важное, это то, что отец сам об этом и говорит, даже настаивает, говоря правду. Поучительный пример для окружающих.  Добрый, разумный христианин сделает вывод, что настоящая драгоценность напоминает нам Создателя, а мы с вами — только подделки, но Фирма этого не скрывает, а мы с вами можем только стремиться быть похожими на нашего Творца сколько можем и как можем, а чего не можем — Он нам дополнит, если увидит наши старания... Я не знаю, что имел в виду Лесков, я не читала его рассказ. Что имел в виду наш режиссёр — я тоже не знаю, поскольку не была на его репетициях. Но, посмотрев совместное детище Лескова и Сан Саныча, как простой зритель, с удовольствием отметила для себя, что работа проделана большая, очень тщательно и с большой любовью, и не оценить её просто невозможно! Исполнители, если учесть, что они не профессионалы, сделали всё возможное, а местами даже невозможное. Самое главное, что спектакль заставляет думать, делать для себя какие-то выводы, чему-то учит, особенно тех, кто мечтает создать счастливую, крепкую, духовно здоровую семью, а это так непросто в наше время особенной вседозволенности, а значит и особенной бездуховности. Несмотря на то, что строится сейчас столько храмов! Мы свободно ходим в храм, это замечательно, пусть главный ваш храм будет и в вашей душе, и в вашей семье!

Да хранит вас Господь!

Лемешева Светлана Васильевна

8 января 2013 г.






Категория: События | Добавил: Ольчик (09 Янв 2013)
Просмотров: 420 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar